Общие приемы для восстановления эмоционального самоконтроля

Общие приемы для восстановления эмоционального самоконтроля

Оригинал: http://www.theautismprogram.org/wp-content/uploads/general-calming.pdf

Переводчик: Ирина Гончарова

Редактор: Анна Нуруллина

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Ясно и четко дайте понять ребенку, что он должен делать

Для того, чтобы объяснить ребенку, как успокоиться или прекратить нежелательное поведение, можно применять различные визуальные средства. Используйте картинки (карточки), жесты и другие визуальные приемы, чтобы недвусмысленно показать ребенку, что от него требуется.

  1. Попытайтесь вовлечь ребенка в «нейтральное» поведение. Нейтральные занятия помогают ему  восстановить контроль над собой. Если вам удастся отвлечь ребенка каким-либо нейтральным занятием, это может прекратить негативное поведение вообще, либо по крайней мере скорректировать его.
  2. ИЛИ:  Продемонстрируйте ребенку, чего вы от него ждете. Задайте направление и ориентиры, чтобы ребенок мог вернуться к той деятельности, в которую он был вовлечен, когда возникло проблемное поведение. Подкрепите свои указания визуально.

Меньше говорите

Будьте лаконичны. Дайте короткое словесное указание, сопровождая его визуальной поддержкой, затем спокойно и молча ждите. Когда у детей возникают сложности, у родителей и педагогов появляется сильное искушение говорить больше, пытаясь объяснить или указать ребенку, что делать. Если ребенок вне себя, то лишние слова только усугубят его истерическое состояние, так как повышенная чувствительность к звукам усиливается еще больше в моменты фрустрации. Лучше ограничить количество слов до минимума, однако есть и такие дети, которые компенсируются лучше и быстрее при условии, что вербальные указания отсутствуют совсем и используются только визуальные формы коммуникации.

Превратитесь в визуальное средство коммуникации

Движения тела, поза, выражение лица – все в вас должно «говорить» ребенку, чего вы от него ждете.

  1. Используйте язык тела, чтобы инициировать целевые реакции ребенка. Примите выжидающую позу. Вытяните руку. Покажите ваши требования жестами. Уберите предметы, которые провоцируют истерику ребенка.  Демонстративно ждите выполнения ваших указаний.
  2. Используйте язык тела, чтобы дать понять ребенку, чего делать нельзя. Уберите подальше предмет раздора, скрестите руки на груди, покачайте отрицательно головой,чтобы подкрепить ваши требования.
  3. Используйте язык тела, чтобы предотвратить нежелательные действия ребенка. Расположитесь так, чтобы предотвратить проблему. Встаньте между ребенком и предметом, из-за которого возникла истерика, загородите дверной проем, сядьте таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть определенное пространство, не поворачивайтесь к нему спиной – эти приемы помогут вам взять ситуацию под контроль.

Наберитесь терпения и ждите

Как только вы дали понять ребенку, что он должен делать, – ждите. В обычных ситуациях особе дети часто нуждаются в паузах во время коммуникации. В состоянии дистресса эти интервалы ожидания нужно увеличить. Научитесь терпению. Продолжайте демонстрировать ребенку ваши требования. Визуальные средства продолжают работать, даже если вы молчите.

Контролируйте зрительный контакт

Дети прекрасно чувствуют  ваше внимание к своему поведению. То, что вы просто смотрите на них, означает для них  внимание, которое подкрепляет нежелательное поведение.Если вы видите такой эффект  внимания,  примите необходимые меры. Смотрите в сторону, избегайте зрительного контакта, отвернитесь от ребенка, отойдите от него в сторону.Это не значит, что вам следует оставлять ребенка одного или совсем не смотреть на него. Вы должны внимательно наблюдать за тем, что происходит, соблюдая безопасную дистанцию. Дозируйте ваше внимание и присутствие, и это поможет вам успокоить ребенка.

Ограничьте количество присутствующих людей

Помните о том, что дети, которые обычно кажутся безразличными к своим сверстникам и взрослым людям рядом с собой,  могут очень остро реагировать на их присутствие в моменты дистресса. Некоторые дети нуждаются в относительной изоляции, чтобы успокоиться. Они могут угрожать плохим поведением, чтобы добиться своего в конкретной ситуации и обстановке.  Сделайте все возможное, чтобы уменьшить количество наблюдателей , так как их присутствие  провоцирует проблематичное поведение ребенка.

Старайтесь предотвратить  физические повреждения

Следите, чтобы никто не поранился. Когда дети теряют контроль над собой, идея применить физическое вмешательство может показаться очень привлекательной. Будьте очень осторожны,применяя такие методы, хотя они иногда являются правильными и эффективными. Обычно взрослый приближается к ребенку и помогает ему следующим образом: он перемещает ребенка, помогает ему совершить какие-либо действия с помощью физических подсказок, удаляет ребенка из ситуации, уводит его в другое место, убирает подальше предмет раздора и пытается предотвратить физическую агрессию ребенка.

Эти приемы помогут вам избежать  травм. В некоторых ситуациях они допустимы. В других  они  совершенно  бесполезны и даже могут  усилить конфронтацию. Внимательно наблюдайте за происходящим. Не забывайте о том, что ребенок нуждается в личном пространстве. В состоянии сильного стресса потребность в личном пространстве увеличивается. Вместо того, чтобы нарушать его и применять физические манипуляции,  иногда лучше отойти в сторону и предоставить ребенку достаточно пространства и времени, чтобы он взял себя в руки. После этого он сможет выполнять ваши указания.

Некоторые люди, которые ухаживают за особыми детьми и занимаются с ними, постоянно получают ранения. Обычно это происходит с молодыми специалистами. Они  носят боевые шрамы от укусов,  щипков, царапин, ударов головой и других проявлений детской агрессии. Такого быть не должно.  Если это происходит на постоянной основе, что-то нужно менять и делать это быстро. В таких случаях надо все обсудить и составить новый план терапевтического вмешательства.

Иногда физическое воздействие является частью терапии. Вы всегда должны помнить следующие важные вещи:

  1. В моменты фрустрации чувствительность к прикосновениям обостряется.  Дети могут сопротивляться вашим манипуляциям и вырываться.
  2.  Помните, что потребность в личном пространстве обычно увеличивается в состоянии стресса. Ваши попытки приблизиться к ребенку с целью физического воздействия могут усилить негативное поведение.
  3.  Так как маленькие дети еще не очень хорошо понимают указания, физическое вмешательство в кризисной ситуации – это вполне естественный способ. Вы можете крепко держать ребенка, взять его на руки, увести в другое место – все это будет правильно и логично. Но приемы, которые хорошо работают с дошкольниками, неприменимы к более старшим  детям.Убедитесь, что используемые вами программы поведенческого вмешательства содержат методы и приемы, соответствующие возрасту ваших подопечных. Визуальные средства эффективны почти всегда.

Напомните ребенку, что он должен делать … и ждите

Наблюдайте за ребенком. Возможно, вам придется несколько раз повторить ваши указания. Подкрепляйте свои требования визуально. Иногда визуальных средств бывает достаточно,и в вербальной коммуникации нет необходимости. Если такая необходимость все же имеется, не следует повторять ребенку одни и те же словесные указания по много раз, как бы вам этого не хотелось.

Когда ребенок успокоится, направьте его действия в русло приемлемого поведения

Завершите инцидент на нужной вам ноте. Разрешение  конфликта – подходящее время для того, чтобы научить ребенка альтернативным, социально приемлемым формам поведения.

  1. Обучите ребенка выражать соответствующую ситуации информацию.
  2.  Покажите ему жесты, визуальные средства или научите новым словам, которыми он мог бы воспользоваться в такой ситуации.
  3.  Предоставьте ему выбор.
  4.  Помогите ребенку отвлечься от того, что он делает, и  переключите его  на другое занятие.

Comments are closed.