Помогите, мой ребенок никого не слушает, все делает наоборот, он просто неуправляем!
Оригинал: https://www.facebook.com/autismdiscussionpage/posts/836615016418000
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Разговор на эту тему будет долгим и мы коснемся большого количества возможных стратегий, которые могут помочь в данной ситуации. Вам нужно будет только выбрать методики, который покажутся наиболее подходящими в вашей ситуации.
Многим дется в спектре бывает трудно смириться с тем, что кто-то пытается руководить их действиями, и часто их нежелание подчиняться воспринимают как что-то патологическое. В такой ситуации ребенок получает диагноз «оппозиционное расстройство». Такие дети пытаются контролировать все, что происходит вокруг и всех, кто вступает с ними во взаимодействие. Они делают только то, что хотят(считают нужным) и пресекают любые попытки другого человека забрать инициативу в свои руки.
Если при общении с ними вы попробуете настоять на своем, то вероятнее всего это спровоцирует взрыв, при помощи которого ребенок попытается вернуть себе контроль над ситуацией. Обычно подобное поведение возникает, если ребенок хочет что-то получить, избежать неприятного занятия, и в любой ситуации, когда кто-то пытается руководить его действиями.
Строптивое поведение у ребенка в спектре может быть вызвано массой причин. Мы собрали несколько наиболее распространенных случаев проявления негативизма и описали возможные стратегии поведения в каждом из них.
1. Особенности восприятия (чрезмерная чувствительность к различным сенсорным стимулам, задержка в обработке информации, сложности с восприятием аудиторных стимулов и тд). Многие дети в спектре чувствуют себя спокойно и безопасно только когда полностью контролируют все происходящее. Неуверенность в будущем пугает их, и единственный способ побороть страх – контролировать все вокруг, чтобы окружающий мир наконец стал понятным и предсказуемым.
Что делать:
a) Отнеситесь с пониманием к особенностям человека и постарайтесь по мере возможности под них подстроиться. Не забывайте о сенсорной диете, это поможет ребенку организовать работу нервной системы и научиться справляться с ситуацией.
b) Разбивайте большие задания на маленькие конкретные задачи, используйте визуальные средства поддержки, выдавайте информацию маленькими порциями и старайтесь, чтобы каждая ваша фраза была предельно ясной и понятной.
c) Пусть ребенок сам задает ритм, в котором ему будет легче воспринимать информацию и сообщать о чем-то
2. Из-за особенностей восприятия, о которых уже упоминали выше, дети с РАС часто испытывают сенсорные перегрузки. Таким образом, их стремление держать под контролем все и вся продиктовано желанием контролировать поток сенсорных стимулов, чтобы предотвратить возможную перегрузку. Они воспринимают ровно столько информации извне, сколько позволяет их нервная система.
Что делать:
a) Используйте советы из пункта 1
b) Отнеситесь с уважением к особенностям ребенка, старайтесь снизить сенсорную нагрузку или полностью исключить тревожащие его внешние сенсорные стимулы
c) Научите ребенка нескольким социально приемлемым способам справиться с сенсорной перегрузкой
d) Научите самого ребенка и людей из его окружения как можно избежать сенсорной перегрузки ( использовать карточку «мне нужна пауза», сказать нет, попросить о помощи и тд)
3. «Дезориентация во времени и пространстве». Детям с РАС бывает трудно понять, чего от них хотят окружающие и как нужно действовать в той или иной ситуации, поэтому они подсознательно избегают всего нового и, как результат, протестуют, поскольку: 1) не знают, чего ожидать и 2) не понимают, чего ждут от них. Чтобы сохранять спокойствие, детям с РАС нужно чтобы окружающий мир был максимально предсказуем.
Что делать:
a) предупреждайте, объясняйте, проверяйте: подготавливайте ребенка к каждой новой ситуации: 1) рассказывайте что будет происходить 2) как ему следует себя вести 3) как долго это будет продолжаться 4) чем все закончится.
Также постарайтесь предвидеть возможные проблемы и подготовиться к ним (например, предусмотрите возможность «отступить и перегруппироваться» в случае сенсорной перегрузки). Обязательно удостоверьтесь что ребенок действительно понял, что вы ему рассказали, и знает, что будет происходить и чего от него ждут.
b) В новых ситуациях, зная слабые места вашего ребенка, подготовьтесь заранее, чтобы снизить негативное воздействие окружающей среды.
c) Когда вы выполняете какое-то задание, «думайте в слух». Озвучивайте, что необходимо сделать и как. Это поможет ребенку разобраться в задаче и потренироваться выполнять ваши инструкции правильно.
d)Чтобы окружающий мир стал для ребенка более понятным и предсказуемым, используйте визуальные расписания.
e) Если вы заранее предупредите ребенка, что ему предстоит смена деятельности, это облегчит переход. Например: Джонни, мультик заканчивается и мы идем купаться. Затем напоминайте об этом через 5-3-1 минуту . Джонни, через 3 минуты ты выключаешь приставку и мы идем обедать.
4. Привыкнув постоянно сталкиваться с тем, что окружающие требуют от них больше, чем они могут и умеют, дети быстро учатся тому, что в такой ситуации безопаснее и проще избегать любого занятия, инициатором которого выступает кто-то еще. Вот почему они пытаются контролировать все вокруг и отказываются сотрудничать.
Что делать?
a) Понимание сенсорных и когнитивных особенностей вашего ребенка, поможет вам определить, как можно облегчить выполнение требований, иначе подать материал или оказать ребенку дополнительную поддержку.
b) Делайте все «вместе», помогайте друг-другу, как бы встраивая инструкции в вашу общую работу, чтобы в итоге успех был максимальным. Выстраивайте требования в соответствии с уровнем навыков вашего ребенка и работайте сообща.
5. Многие дети с расстройствами аутистического спектра в принципе тяжело переживают необходимость выполнять чьи-то задания. Таким образом они будут всеми силами избегать задания, если не будут на все сто процентов уверены в том, что сумеют выполнить его идеально. Маленькие максималисты соглашаются сделать что-то, только если безоговорочно уверены, что справятся ( как правило дело касается только их любимых занятий, где они руководят процессом полностью), в противном случае – всеми силами протестуют. «Все, или ничего» — могло бы стать девизом тех, кто отказывается от задания если не может справиться с ним с первого раза.
Что делать?
a) Определите, где заканчивается зона комфорта ребенка и постепенно ее расширяйте.
b) Начните с того, в чем ребенок уже хорош, давайте ему простые задания и шаг за шагом продвигайтесь вперед, стараясь, чтобы на каждой ступени он был максимально успешен.
c) Определите, какой уровень сложности допустим для ребенка и старайтесь его не превышать. Большое количество трудных заданий может перегрузить их.
d) Когда это возможно, присоединяйтесь к заданию и делайте его вместе, так чтобы вы могли взять часть трудной работы на себя и снизить напряжение
6. Многим детям трудно просто приступить к работе. Они не могут заставить себя начать.
Эту проблему вызывает слабо развитая исполнительная функция , связанная с проводимостью нейронов. Таких детей надо «подталкивать» к деятельности.
Что делать?
a) Помочь начать задание, и отойти как только ребенок сам включится в процесс
b) Многие дети с подобными проблемами с трудом понимают сложные инструкции. Для каждого шага могут понадобиться визуальные подсказки. Когда вы даете задание, озвучиваете инструкцию и отходите, ребенок может просто не понять, что надо делать дальше. Он делает это не специально и нуждается в дополнительной поддержке.
c) Давайте ребенку письменные инструкции и перечень необходимых для выполнения задания шагов, которые они смогут выполнять один за другим. Будьте неподалеку, чтобы подсказать и направить если нужно
7. Недостаток мотивации. Для многих детей с РАС низкая мотивация – одна из главных причин, по которой они избегают не мотивационных, сложных или неприятных заданий.
Что делать?
a) Мотивацию можно повысить, если после «нелюбимого» задания дать возможность заняться чем-то интересным и увлекательным. Мотивация, вызванная желанием заняться чем-то приятным, поможет справиться с менее любимым заданием. Например, «сначала сделай уроки, потом мы поиграем».
b) Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Пусть в ситуации, когда ребенок сговорчив и послушен, он получает в три раза больше похвалы и позитивного внимания, чем когда упрямится и скандалит. Когда ребенок ведет себя плохо, старайтесь по возможности не обращать на него внимание.
c) Введите систему жетонов, или любую другую систему визуального подкрепления, если это поможет повысить мотивацию.
d) Некоторые дети отказываются сотрудничать, когда им скучно. Выстраивайте обучающие программы вокруг их сильных сторон и интересов, чтобы повысить мотивацию к обучению.
8. Дети, которые отвечают нет на любой вопрос и в принципе отказываются сотрудничать и идти на контакт часто получают диагноз «оппозиционное расстройство».
Что делать?
a) Прекращайте битву. Уменьшите количество просьб, требований, указаний на 80% Любая просьба или требование вызовет автоматический крик «НЕТ» Ребенок отвергнет любую попытку включить его в какое-то взаимодействие ( вопросы, подсказки, инструкции, указания, требования и т.д.) Все это только даст запал для очередного взрыва упрямства.
b) Приглашая к взаимодействию, акцентируйте внимание на другом. Например «Ого, мне действительно понадобится твоя помощь» или «Ты тут настоящий асс, не то что я», вместо «Билли, помоги мне …». Приглашайте присоединиться, но не произносите прямой инструкции. Это даст ребенку ощущение что он держит ситуацию под контролем, так как присоединяется к вам по собственной воле.
c) Исключите негативные эмоции. Самая худшая реакция в ответ на протестное поведение ребенка – сильная эмоциональная реакция ( расстройство, ругань, попытки торговаться, заключить сделку или дать взятку). Все это лишь подкармливает негативные эмоции ( так как ребенок чувствует что они оказывают на вас воздействие) через внимание, которое мы уделяем ребенку, пытаясь уговорить его подчиниться. Если у вас нет выхода и упрямство ребенка требует реакции, постарайтесь поменьше говорить и по возможности действовать отстраненно.
d) В том случае, когда ребенок должен все же выполнить ваше требование, действуйте так:
• Привлеките внимание ребенка, так чтобы он видел ваше лицо.
• Дайте подсказку. как можно точнее, без лишних слов.
• Дайте ребенку несколько секунд на ответ
• Повторите инструкцию более настойчиво
• Если ответа не последует (в случае если вы учли все возможные трудности, которые могут возникнуть с выполнением вашего требования) продолжайте стоять на своем. Каждые 30 секунд повторяйте, чего вы хотите от ребенка и ни на что не отвлекайтесь.
• Некоторым из детей понадобится физическая помощь ( если это не вызовет дополнительного протеста). Другим может потребоваться больше времени для того чтобы собраться и ответить.
• Когда ребенок все же выполняет ваше требование, обязательно поощрите и подкрепите все проявления сотрудничества.
e) Часто такие дети негативно реагируют даже на похвалу ( в отличие от большинства). Для них похвала – признак того, что вы контролируете ситуацию и заставляете их подчиняться. При работе с такими детьми не хвалите их, пусть мотивирующим фактором будет освоение навыка.
9. Поскольку все мы пытаемся избежать открытого конфликта, многие дети в спектре быстро понимают, что если они начинают упрямиться, взрослые рано или поздно прекращают к ним приставать, стараются облегчить задачу и снизить требования, чтобы не допустить истерики или вспышки деструктивного поведения. Поступая так мы часто стараемся всеми силами «умилостивить» ребенка, заключить с ним сделку или подкупить, чтобы он не вел себя агрессивно. Постепенно ребенок начинает понимать, что проявляя упрямство и непослушание он может манипулировать окружающими, которые согласятся дать ему все что угодно и позволят отказаться от выполнения любой задачи, чтобы сохранить спокойствие.
Что делать:
a) Разумеется предвосхищать проблемы, выбирая задания, которые соответствуют текущему уровню навыков ребенка
b) Используйте расписание, чтобы череда ежедневных событий стала для ребенка чем-то последовательным и предсказуемым. Чередуйте в расписании мотивационные и не мотивационные задания.
с) Как можно чаще работайте вместе. Постоянно помогайте и хвалите.
d) Если ребеок упрямится, не спорьте, не затевайте ссору и не настаивайте. Отступите, и пусть последствия научат необходимому поведению. Скажите: «Окей, сейчас ты не в состоянии сделать это. Дай мне знать, когда будешь готов, и я помогу». Никаких эмоций, просто отступите и игнорируйте строптивое поведение. Часто ребенок не может заняться любимым делом, если не выполнят то, о чем вы их просите ( например, не может пойти гулять, не одев ботинки ).
e) Если начнутся жалобы, напомните что ребенок сам сделал свой выбор, и вы всегда готовы помочь, если он передумает.
f) Очень важно, чтобы вы точно представляли, чего ждете от ребенка и были настойчивы и последовательны, не смотря на все трудности и задержки на пути вашего ребенка к сотрудничеству и послушанию.
Как видите, для нарушения сотрудничества у детей с РАС есть множество причин. Тем не менее, поймите, что каждый раз ребенок старается сделать все возможное, чтобы справиться с ситуацией в той степени, насколько это позволяет его понимание и навыки. А также не забывайте, что чем более неуверенным чувствует себя ребенок, тем больше он протестует. Сосредоточьтесь на том чтобы он начал чувствовать себя увереннее, и вместе с этим возрастет его отзывчивость и склонность к сотрудничеству. Мы слишком часто пытаемся переломить упрямство, тогда как на самом деле должны помочь ребенку прекратить борьбу, снизив требования ( хотя бы поначалу), оказав необходимую поддержку и подчеркнув те моменты, в которых он делает все как надо. Помогите детям почувствовать себя смелее и увереннее и они позволят повести их за собой.