Три преграды при работе с неподобающим сексуальным поведением в школе
Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.bsci21.org/three-obstacles-to-treating-inappropriate-sexual-behavior-in-a-school-setting/
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста
Свой вклад в работу сайта «Поведенческая наука в 21-ом веке» я решила начать со статьи на противоречивую, неудобную но очень важную для многих тему: неподобающее сексуальное поведение у людей с нарушениями развития в условиях школы. Отдавая должное самому процессу работы с поведением, в этом тексте я бы хотела сосредоточиться на тех моментах, которые оказывают влияние на наше поведение, когда мы сталкиваемся с подобными проблемами в процессе работы.
Большинство специалистов, само собой, едва ли шокирует тот факт что наши клиенты могут проявлять сексуальную агрессию, дотрагиваться до других людей с сексуальным подтекстом или мастурбировать, находясь в школе или другом общественном месте. Но как сделать так, чтобы от этого поведения не пострадали посторонние люди, как не допустить стигматизации и сохранить собственное достоинство наших подопечных?
Дети подрастают и мы начинаем задумываться, насколько ограниченным будет их существование в роли взрослых. Безусловно, один из наиболее нежелательных сценариев включает в себя вероятность того что человек будет проявлять неподобающее сексуальное поведение в общественных местах ( мастурбировать, трогать себя). Те из нас, кто по долгу службы занимался сопровождением людей с подобной проблемой, не дадут соврать — такие ситуации достаточно травматичны для сопровождающих в том числе, даже если никто кроме нас самих не относится к ситуации с осуждением. Мне однажды довелось работать с клиентом, уже вошедшим в возраст половой зрелости, который сумел раздеться и продемонстрировать свою эрекцию дюжине посетителей и сотрудников крупного магазина. Поверьте, ни за что в жизни я не согласилась бы повторить этот опыт.
За последние несколько лет, посвященных работе со взрослыми людьми с нарушениями развития, проявляющими неподобающее сексуальное поведение, я сумела переосмыслить некоторые устоявшиеся взгляды на эту проблему, с тем чтобы более профессионально выполнять свои обязанности и оказывать помощь моим клиентам. Именно из-за сдерживающей силы общепринятых взглядов на проблему я и многие другие не смогли в свое время переключиться на оказание помощи нашим подопечным, зациклившись на собственном ощущении дискомфорта.
Первое их подобных утверждений гласит, что сексуальное поведение у людей с нарушениями развития нежелательно в принципе. Безусловно, некоторые формы публичного поведения и их последствия могут вызывать у нас опасения. И несомненно, интеллектуальная недостаточность заставляет с особой стороны подойти в к вопросам информированного согласия, свободы выбора и других индивидуальных прав, которые, как мне кажется, не всегда могут быть полностью удовлетворены, исходя из уровня понимания и общего развития человека. Тем не менее, как специалисты, мы обязаны отстаивать права наших клиентов, в том числе из право на доступ к собственному телу и на изучение и проявление сексуальной мотивации ( при условии того, что это не нарушает прав других людей). Это, на мой взгляд, является ключевым моментом в понимании ситуации, потому что он в корне меняет вектор дискуссии от » почему мы не можем заставить его перестать» на «как мы можем его поддержать и научить безопасным и социально приемлемым формам проявления сексуальности».
Второе препятствие логически вытекает из первого — это твердая уверенность, что сексуальное образование не должно преподаваться в школах, и что подобное поведение неприемлемо в течение учебного дня. Иногда люди рассматривают это как попустительство, подкрепление нежелательного поведения, которое нельзя допускать, или просто пустую трату времени, которое можно было бы потратить на более интеллектуальные занятия. Хотя я прекрасно понимаю, что зачастую школы ограничены в возможностях преподавания и ресурсах, но горячо ратую за то, чтобы правила сексуального поведения (и в том числе мастурбация, когда это необходимо) преподавались учащимся с нарушениями развития в рамках курса по обучению жизненно важным навыкам. Закон и этика обязуют нас преподать нашим подопечным максимально полезные навыки, и если под нашей ответственностью оказался человек, демонстрирующий неподобающее сексуальное поведение, это явно говорит о том, что этот ученик получит много пользы от программы поведенческого вмешательства, направленной на то, чтобы помочь ему достичь максимальной независимости в этом отношении.
Как учитель, я свято верю, что умение соблюдать правила безопасности и искать уединения в ситуациях, когда это нужно, окажутся гораздо более значимыми в процессе будущего определения места жительства вашего подопечного, нежели обучение одним лишь академическим премудростям (конечно важно, чтобы семья также была включена в процесс обучения и их пожелания максимально учитывались). Такая позиция может показаться не слишком подходящей для «академической» направленности большинства школ, и собственно говоря она и не является таковой. Однако если школа ставит своей целью максимально подготовить своих учеников к жизни, трудно представить более значимую программу обучения, нежели программа коррекции нежелательного сексуального поведения.
Недавно я иллюстрировала социальную историю для ученика старших классов, который часто занимался мастурбацией в течение дня. История была написана предельно конкретно, как этого требовал уровень развития нашего ученика, и включала в себя несколько подробных рисунков, иллюстрировавших приемлемые обстоятельства и способы проявления этого поведения. Писать, иллюстрировать и использовать такую историю было временами неловко, но в конечном итоге все сработало как надо. И я считаю что мы с коллегами были просто обязаны предоставить студенту и его семье необходимую информацию и инструкции.
И наконец третье препятствие, о котором я бы хотела порассуждать, нежелание проводить полный функциональный анализ поведения, которое, как мы предполагаем, является сексуальным. Интересно отметить, что часто мы не в состоянии рассмотреть возможность того, что «сексуальное» поведение может быть многофункциональным, или вовсе не иметь никакой сексуальной направленности. Если мы утверждаем что целевое поведение усиливается автоматически, это сразу отметает возможность воздействия других переменных, таких как избегание требований, привлечение внимания и т.д., которое может быть достаточно значимым.
Было бы очень интересно услышать об опыте коллег, которые могли бы подтвердить или опровергнуть мои доводы, а также о других барьерах и блоках, которые с вашей точки зрения мешают нам оказывать помощь клиентам с неподобающим сексуальным поведением.
Clelia Sigaud, M.S. — работает учителем для детей с нарушениями развития уже несколько лет, за ее плечами разнообразный опыт работы как с дошкольниками, так и с молодыми людьми. Помимо основной работы она работает над докторской диссертацией в школе Психологии Университета Южного Мэйна. В сферу ее интересов входит обучение функциональной коммуникации, вмешательство, направленное на работу с сексуальной агрессией/ сложное сексуальное поведение, работа с самоповреждением, обучение парапрофессионалов и этическая практика в сфере ABA. В свободное время она пишет социальные истории.