Что такое общение? Гораздо больше чем речь

Переводчик: Юлия Петрова
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.playingwithwords365.com/2013/02/what-is-communication/
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

What-is-Communication-525x347

Так что же такое общение? Некоторое время назад я писала статью о Различии между речью и языком. В ней я затрагивала также и тему коммуникации, но сегодня мне хотелось бы ее расширить, потому что понимание разницы между речью и языком, а также смысла понятия «общение» закладывает основу компетентной помощи родителей своему ребенку.

Что такое речь?

Давайте вспомним, что такое речь. Когда мы, логопеды, говорим о речи, мы имеем в виду три понятия: артикуляция / звуковая сторона речи, плавность и тон. Мы обращаем внимание на: физическую способность ребенка произносить отдельные звуки и звуковые сочетания (артикулировать); поддерживать правильный ритм речи, то есть говорить без запинки; а также поддерживать определенный для его (ее) возраста и пола тон голоса.

Что такое язык?

В то время как речь связана с физической, моторной способностью говорить, язык — это символическая, живущая по своим законам система передачи информации. В английском языке символы могут быть словами, произнесенными или написанными. Но языки без речи также существуют. Например, Американский язык жестов, для которого владение речью не требуется!

Что такое общение?

Общение — процесс передачи определенной информации другому человеку для обеспечения взаимопонимания. Вам не нужно говорить с собеседником на одном языке, или вообще говорить, чтобы общаться. Не говоря ни слова, вы можете общаться с человеком, не знающим вашего родного языка, и все равно обмениваться информацией, пусть даже это окажется сложнее чем обычно.

Понятие коммуникация и понимание особенностей общения с вашим ребенком с задержкой развития

Если у вашего ребенка задержка речевого развития, вам, конечно же, прежде всего будет очень хотеться, чтобы он ЗАГОВОРИЛ. Как же иначе! Вы будете стремиться, чтобы ребенок говорил, как остальные дети его возраста, а от осознания того, что он пока не может этого сделать, вам будет очень больно, и вы постараетесь сделать все возможное, чтобы ему помочь.

Однако с неговорящим ребенком, особенно с малышом, первым шагом к «запуску» речи будут методы, не имеющие к ней никакого отношения. Наоборот, СНАЧАЛА мы будем смотреть на то, как ребенок общается с вами СЕЙЧАС, а потом будем думать как расширить эти навыки и перевести их в речь. Для родителей особенно важно научиться наблюдать за своим ребенком именно тогда, когда он общается с вами. Часто так случается, что мы слишком озабочены появлением речи и  пропускаем моменты, когда происходит общение.

Как выглядит невербальная (безречевая) коммуникация?

Возможно вы где-то слышали утверждение, что на 93%  мы общаемся отнюдь не при помощи слов. Сложно доказать, насколько правдива такая статистика, но в самом деле, по большей части общения ведется невербально. Значит, ваш малыш все-таки общается с вами, хотя речь он не использует. Как это может выглядеть?

тон голоса и интонации
указательный жест
выражение лица
зрительный контакт
жесты
язык тела

• Зрительный контакт или направленный взгляд. Малыш может смотреть на интересующий его объект вне зоны доступа, с которым он бы хотел поиграть.
• Указательный жест и совместное внимание. Ребенок может указывать на объект, чтобы разделить с вами свой интерес.
• Выражение лица. Выражение нашего лица всегда меняется в унисон нашим чувствам. При помощи мимики ребенок может сообщить что он сердит, печален или испытывает радость
• Язык тела / движения. Они крайне важны! Дети с задержкой речевого развития  часто используют движения и язык тела для коммуникации.
• Жесты. В дополнение к указательному ребенок может пользоваться для общения другими жестами, например, тянуться к холодильнику, когда он голоден.
• Тон, громкость, частота голоса и интонации. Даже когда ребенок совсем не пользуется речью или произносит два-три слова, он может модулировать голос, кричать, менять частоту произносимых звуков и интонировать., чтобы помочь вам понять, что он имеет в виду.
• Нытье, ворчание и другие звуки. Часто малыши с  задержкой речи пользуются для общения комбинациями подобных звуков и других невербальных способов коммуникации. По интонациям ноющего и кричащего ребенка также можно немало узнать о том, что он тарается нам передать.

Наблюдайте за ребенком, чтобы понять, о чем он вам сигналит

Теперь, когда вы хорошо понимаете что такое невербальное общение ,  вы можете начать отслеживать коммуникативные инициативы вашего ребенка! Попробуйте внимательнее присмотреться даже к самым тонким сигналам, которые он вам подает, и ответить на них.
Заглядывайте на мой сайт, и я подробнее напишу, как присмотреться к коммуникативным инициативам вашего малыша и как на них отвечать.

Добавить комментарий