Переводчик: Елена Соловьева
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: https://www.verywell.com/the-floortime-treatment-for-autism-260222
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
ЧЕМ МЕТОДИКА ФЛОРТАЙМ (FLOORTIME) ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОЙ ИГРЫ?
Методика Флортайм позволяет выстроить «круг общения» родителя и ребенка
Автор: Лиза Джо Руди
Ниже приводится отрывок из расшифровки онлайн радиопередачи, представленной на сайте: www.floortime.org. Оригинальная передача транслировалась весной 2006. Выражаю свою благодарность доктору Стенли Гринспену (Dr. Stanley Greenspan) за ответы на мои вопросы о методике Флортайм и концепции DIR (развитие — индивидуальные различия — отношения).
Вопрос с сайта autism.about.com:
Чем игра с ребенком по методике Флортайм отличается от обычных игр, в которые родители играют со своими детьми?
Отвечает доктор Стенли Гринспен:
Доктор Гринспен: «Вопрос состоит в том, что отличает игру по методике Флортайм от обычной игры. Отличие в том, что родитель при этом выполняет определенную работу, а ребенок развлекается. Спустя какое-то время родитель или специалист по терапии тоже начнет развлекаться. Вы требуете от ребенка делать шесть дел одновременно — это высший уровень возможностей ребенка. На начальном этапе ребенок, возможно, не сможет с этим справиться, но со временем мы хотим достичь такого результата.
Мы ставим перед ребенком задачу исходя из его интересов и под его руководством, это делает терапию похожей на игру. Интересуется ли ребенок куклами или грузовиками, или ему интересно бесцельно бродить кругами по комнате — вы берете инициативу в свои руки, чтобы, используя его интерес, поймать его фокус внимания, заинтересовать ребенка и выстроить двустороннюю связь.
Последовательно вы стараетесь продвинуться как можно дальше. Затем вы пытаетесь вовлечь ребенка в так называемое «совместное решение социальных задач», когда ребенок ведет вас к двери, показывает свои игрушки, ведет вас к холодильнику и т.д., а дальше вы помогаете ребенку рассказать (если ребенок умеет говорить) вам о том, что ему нужно, что он хочет сделать. Или же он может говорить с вами через куклу, тогда вы будете говорить с ним, отвечая за другую куклу.
Затем вы помогаете ребенку связать несколько идей вместе, как если бы кукла вдруг сказала: «Эй! Почему мы должны строить дом?» или «Зачем мы должны кормить малыша?» И будем надеяться, что вы получите ответ, если ребенок уже достиг необходимого уровня.
Хотя не у всех детей будут присутствовать все уровни. В процессе игры вы также анализируете и подстраиваетесь под особенности нервной системы вашего ребенка.Некоторые дети остро реагируют на прикосновения и звуки, поэтому говорите как можно более мягким и успокаивающим голосом. Другие дети, наоборот, невосприимчивы, поэтому вам нужно больше энергии в голосе, чтобы привлечь внимание такого ребенка. Говорите с ним энергичным голосом. С ребенком, который бесцельно избегает вас и отходит каждый раз при вашем приближении, превратитесь в «веселое препятствие» — встаньте перед ним и сыграйте в «кошки-мышки», чтобы ему пришлось бегать вокруг вас или огородите его руками как забором, чтобы ему пришлось поднырнуть под забор или сказать волшебное слово «Откройся!» и выйти из «заточения».
Так что, методика Флортайм — это особый вид игры, через которую вы развиваете все эти умения в ребенке, подстраивая ваши отношения к особенностям нервной системы ребенка и одновременно получая удовольствие от игры, так как вы следуете за ребенком и его интересами.
Когда ребенок смотрит на вас или хихикает, или говорит с вами – это результат. Это естественный, непринудительный результат, а не автоматизированное умение. Это то, что делает методику Флортайм особенной. Поэтому вся концепция называется DIR — «D» (Development — развитие) значит, что мы фокусируемся на том, что ребенку нужно развивать прежде всего — вовлеченность или двустороннее общение, «I» (Individual Difference — индивидуальные различия) мы фокусируемся на его индивидуальных биологических особенностях эмоциональных реакций – повышенная или пониженная реакция на стимулы и наконец «R» (Relationship-based — отношения) когда мы изучаем отношения с учетом специфики нервной системы ребенка и принимаем во внимание тот уровень развития, на котором ребенок находится. Это то, что превращает методику Флортайм в особый вид игры».