Почему нашим детям не сидится на месте: и что мы можем с этим поделать

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: http://www.balancedandbarefoot.com/blog/the-real-reason-why-children-fidget

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Незнакомая мама открывает мне душу во время очередного телефонного разговора. Она жалуется на то, что ее шестилетний сын не может сидеть спокойно во время уроков. Учителя хотят протестировать его на предмет наличия синдрома дефицита внимания (СДВГ). Как эрготерапевту мне нередко приходится сталкиваться с подобными проблемами у детей. В наши дни они встречаются достаточно часто.
Мама незнакомого мальчика продолжает рассказывать, как каждый день ее сын приходит домой с неудовлетворительными отметками по поведению, в то время как у его одноклассников с поведением все прекрасно. Каждый день этому малышу твердят, что его поведение неприемлемо, просто потому, что ему трудно сидеть спокойно в течение долгого времени. Мама начинает плакать: «Он говорит, что ненавидит себя. Что у него никогда ничего не может быть, как надо». Самооценка этого маленького мальчика разбита вдребезги просто потому, что ему трудно сидеть без движения.

За последнее десятилетие у все большего количества детей отмечают проблемы с концентрацией внимания и симптомы СДВГ. Моя знакомая учительница начальных классов рассказала, что, по крайней мере, у восьми из 22-х ее учеников есть проблемы с концентрацией внимания, и это в так называемые «хорошие дни».
И в то же время детей заставляют сидеть на месте все дольше. Даже в подготовительной группе в некоторых школах малыши бывают вынуждены проводить без движения до 30 минут подряд.
Проблема: в наши дни дети практически постоянно находятся в сидячем положении. Уже не так просто увидеть, как дети катаются с горки, забираются на деревья или кружатся на карусели просто ради забавы. Салочки и жмурки отошли в прошлое. Учебная нагрузка постоянно увеличивается, а каникулы сокращаются. У детей становится все больше обязанностей, их расписание перегружено занятиями и уроками, и, как результат, они все меньше играют на улице. К тому же современные родители временами просто боятся отпускать ребенка на прогулку без присмотра. Так что взглянем проблеме в лицо: в наши дни дети непростительно мало двигаются, и это уже привело к катастрофе.
Недавно учительница позвала меня понаблюдать за учениками пятого класса. Я тихо вошла и заняла место на задней парте. День шел к концу, учительница читала детям вслух. Я никогда не видела ничего подобного. Часть детей раскачивались на стульях, едва не падая на пол, другие крутились во все стороны, как волчки, третьи грызли кончики карандашей, а кое-кто умудрялся даже трясти над головой бутылкой с водой, словно погремушкой.
Это были самые обычные дети, ученики обычного класса в школе с художественно-эстетическим компонентом обучения. Сперва я подумала, что дети так ерзают потому, что близился конец дня, и они просто устали. Но даже если и так, это было лишь частью проблемы, и следовало докопаться до сути.
Несколько тестов быстро показали, что у большинства детей плохо развит мышечный корсет и вестибулярный аппарат. Мы протестировали учеников еще нескольких классов и обнаружили, что в отличие от учащихся 80-х годов, лишь один из 12-ти детей не имеет проблем с вестибулярным аппаратом и мышечным тонусом. Только один! «Боже мой, — сказала я себе, — этим детям просто необходимо больше двигаться».
Ирония судьбы, многие дети живут с недоразвитым вестибулярным аппаратом просто потому, что слишком мало двигаются. Чтобы развить умение держать равновесие, ребенок должен иметь возможность двигаться самыми разными способами, меняя положение, не меньше четырех часов в день. Как и в случае со спортивными тренировками, одного раза в неделю здесь не достаточно, чтобы польза стала очевидной. Таким образом, если пару раз в неделю ваш ребенок играет в футбол, этого слишком мало, чтобы он мог развить свою сенсорную систему.
Современные первоклассники физически совершенно не подготовлены к учебному процессу. Их сенсорная система еще не отлажена, а от них уже требуют в течение долгого времени сидеть без движения и слушать учителя. Естественно, дети начинают ерзать, чтобы насытить тело необходимым сенсорным опытом и буквально «включить мозг». И что же происходит? Мы требуем, чтобы дети «прекратили ерзать» и «сидели спокойно», и мозг ребенка снова переходит в «спящий режим».
Неспособность усидеть на месте – это настоящая проблема. Это ясный сигнал того, что дети недостаточно двигаются. Именно этот дефицит нам нужно восполнить, чтобы такой проблемы не возникало. Детям нужно чаще давать отдохнуть, а как только они приходят из школы, отправлять их гулять на улицу. Двадцать минут активных игр на большой перемене – слишком мало! Чтобы насытить сенсорную систему необходимым количеством ощущений и сохранять внимание в классе, детям нужно проводить в активных играх часы.
Чтобы учиться, ребенку нужно внимание, чтобы сохранять внимание, детям нужно больше двигаться.

 

Comments are closed.