Йога-терапия для детей с аутизмом

Автор: Мириам Бихар
Перевод: Мария Дзюба
Редактор: Анна Нуруллина
Оригинал: http://www.iayt.org/Publications_Vx2/ytip/may06/Behar0506.pdf

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

В отличие от других терапевтических методов, йога-терапия помогает аутичным детям  научиться расслабляться и успокаиваться самостоятельно,без  посторонней помощи.

Аутизм — это нарушение развития, для которого характерно  странное поведение, склонность к ритуалам, а также нарушения в области коммуникации и недостаток социальных навыков. Это расстройство чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. По статистике в США  аутизмом страдает 1 человек из 300.

По данным, которые приводит Linda Brzustowicz, доктор медицинских наук, профессор генетики Рутгерского университета, с конца 1980-х— начала 1990-х гг. наблюдается рост числа диагностированных аутистов. Я 20 лет проработала в школе педиатором, специализировалась в области эрготерапии, и также наблюдала стремительный рост числа аутистов среди моих учеников.

Йога как метод терапевтического вмешательства

Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют трудности с обработкой и организацией сенсорных сигналов. Стандартная методика для лечения аутизма у детей как правило основывается на использовании различных внешних средств сенсорной интеграции, предусматривающих стимуляцию проприоцептивной (отвечающей за ощущение положения тела в пространстве), тактильной (осязание) и вестибулярной (отвечающей за организацию движений и ощущение центра тяжести) систем. Каждое действие разработано специально для оптимизации работы какой-то одной из систем, баланс которой нарушен. Среди такого рода методов можно привести глубокий массаж или использование специального оборудования — такого как качели, — которое благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата. Эффект от таких занятий весьма ограничен, так как ребенок в них вынужден каждый раз обращаться к посторонней помощи.

Йога — перспективное средство терапии для детей с аутизмом

Йога улучшает сенсорное восприятие и развивает ощущение личного пространства, она способствует совершенствованию навыков крупной моторики и способности к смене видов деятельности, также йога повышает самооценку и способствует развитию навыков общения и социального взаимодействия. В отличие от других методов терапии для детей с аутизмом, йога-терапия помогает им расслабиться и успокоиться без посторонней помощи. После того, как ребенок изучил различные позы, техники дыхания и визуализацию, он может продолжать совершенствовать полученные навыки сам или с одним из родителей.

Пилотная программа

Пилотная программа занятий йогой для аутичных детей была разработана с целью узнать, способна ли йога оказать положительное влияние на детей с расстройствами аутистического спектра. Эта девятинедельная программа включала в себя совместные занятия для родителей и детей. В ней приняли участие шесть детей вместе с их родителями. После девяти недель занятий родителям был выдан длинный опросник, где требовалось указать то, на что их ребенок реагирует с особой чувствительностью, его диету, язык, оценить его способность сосредотачиваться и поддерживать зрительный контакт, его социальные навыки, способность к смене вида деятельности, моторные навыки, степень его эмоционального благополучия, а также охарактеризовать то, как поведение этих детей влияет на их семью.

Результаты

Экспериментальное исследование дало обнадеживающие результаты. В том что касается внимания, по сообщению родителей, их дети приобрели способность дольше концентрироваться на каком-то виде деятельности. Некоторые из родителей также заметили, что их детям стало проще переключаться с одного вида деятельности на другой, подобно тому, как они переходить из одной позы в другую на занятиях по йоге. Эти дети стали больше общаться, те, которые не говорили, стали активнее использовать невербальную коммуникацию.

Кроме того, эти дети продемонстрировали успехи в самостоятельном расслаблении при помощи дыхательных техник, которым они обучились на этих курсах. По словам родителей, в течение дня их дети теперь нередко используют ту или иную технику дыхания сами или же после напоминания со стороны родителя. Родители, участвовавшие в программе, рассказали, что их дети стали выглядеть счастливее после того, как разучили некоторые асаны, а также стали выражать удовлетворение своими достижениями. Многие из них с гордостью показывают выученные ими позы йоги своим одноклассникам. По мнению родителей, данная программа йога-терапии благоприятно повлияла на семью в целом.

Описание занятия йогой

Так как дети-аутисты легко отвлекаются, коврики следует разложить заранее, а само помещение оформить так, чтобы детали интерьера как можно меньше отвлекали занимающихся. Занятия следует проводить в комнате с приглушенным светом, под спокойную музыку. Большинство родителей занимаются с детьми на протяжении всего занятия. Некоторые предпочитают наблюдать со стороны, так как их ребенок чувствует себя более комфортно, осваивая курс йоги самостоятельно. Потребность ребенка всегда стоит на первом месте, для него создается самая комфортная и мотивирующая обстановка.

Занятия начинаются с расслабляющей позы лёжа. Преподаватель говорит спокойным и мягким голосом, ненадолго погружая детей в визуализацию. Следующая часть занятия включает очистительное, успокаивающее дыхание (см. «Успокаивающее дыхание» далее) и растяжки. Для этого дети принимают одну из несложных поз сидя и начинают практику пранаямы. За этим следует серия других асан: различные позы на коленях, перевернутые позы, такие как ардха сарвангасана, позы лежа, наклоны, позы стоя, такие как тадасана и врикшасана. Принимая каждую новую позу, учитель обязательно повторяет, что дыхание должно быть медленным и глубоким.

Так как дети с аутизмом хорошо воспринимают учебный материал визуально, учитель демонстрирует каждую асану самостоятельно, но также показывает детям карточку с её изображением. Во время занятия учитель не забывает о том, что у всех детей разные особенности и разная способность к концентрации, и старается проводить занятие так, чтобы всем детям было комфортно. Чтобы удержать их внимание и интерес, он может предлагать различные йога-игры, в которые входят отдельные позы йоги. Одна из таких игр происходит под популярную детскую песню: «Если ты счастлив и знаешь это, изобрази дерево», причем каждой строке соответствует своя асана.

Умиротворяющее Дыхание

Умиротворяющее Дыхание — это упражнение, которое регулярно повторяется на протяжении всего занятия, иногда между позами, чтобы успокоить детей и помочь им сосредоточиться.

Примите одну из несложных поз сидя: позвоночник должен быть абсолютно прямым. Спокойно положите руки на бедра ладонями вверх, по направлению к солнцу, закройте глаза.Попытайтесь сфокусироваться на точке между бровями, немного выше уровня бровей. Представьте себе прекрасный свет, исходящий оттуда. Медленно вдыхайте через нос, ощущая как ваше дыхание плавно поднимается по телу, пока не достигает макушки. Затем медленно, мягко выдыхайте через рот, чувствуя, как по всему телу разливаются мир и спокойствие.

Анализ конкретного случая

Трехлетний Стивен принимал участие в пилотной программе на протяжении семи из девяти недель. К концу занятий Стивен продемонстрировал значительные успехи по сравнению с началом курса.

На  протяжении первых двух занятий он кричал, цепляясь за свою маму. На третьем занятии он стал более спокоен и пытался выполнить некоторые асаны. К нашему изумлению, на тот момент, когда Стивен перестал участвовать в программе, он мог выполнять уже не менее двадцати поз. Как и большинство детей с аутизмом, Стивен воспринимает информацию визуально, поэтому учитель показывал ему каждую асану как на своем примере, так и при помощи карточки с её изображением.

Йога помогла Стивену научиться планировать свои движения, координировать и интегрировать движение обеих половин своего тела, дольше концентрировать внимание и улучшить процессы сенсорного восприятия, а также Стивен научился успокаиваться самостоятельно. Умение выполнять определенные позы повысило его самооценку.

Мама Стивена утверждает, что он занимается йога-терапией дома и выполняет дыхательные упражнения. Она считает, что для ее сына йога является хорошим способ унять тревогу и сосредоточиться. Прогресс, который продемонстрировал Стивен, был также отмечен и у многих других детей, принимавших участие в пилотной программе, то же можно сказать и о других подобных программах, которые мы предлагаем в Центре для Детей с Особыми Потребностями и в школе Celebrate the Children (США).

Центр для Детей с Особыми Потребностями (The Center for Special Needs, Inc.)
Центр для Детей с Особыми Потребностями — это некоммерческая организация, основанная международной школой School of Complete Yoga, которая находится в канадском городе Онтарио. Наша школа проводит занятия для детей с аутизмом и особыми потребностями в йога-студии, а также в общеобразовательных школах и в школах для детей с особыми потребностями. Эффективность этих занятий позволила многим школам заинтересоваться ими и обеспечить их проведение на своей территории. Мириам Бихар — сертифицированный инструктор классической хатха-йоги. Она проводит занятия в школе School of Complete Yoga и в Центре для Детей с Особыми Потребностями в Нью-Джерси. Также Мириам является сертифицириванным специалистом по эрготерапии и сенсорной интеграции и имеет 25-летний опыт работы в области детской эрготерапии. Её основная сфера интересов: школьная система образования и раннее терапевтическое вмешательство для детей в возрасте от 0 до 3 лет, чье поведение указывает на наличие расстройств аутистического спектра.

Наши контакты: тел. 908-879-9648; e-mail completeyoga@earthlink.net; наш сайт www.schoolofcompleteyoga.com.

Comments are closed.