Как учить детей и подростков с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера навыкам личной гигиены

Переводчик: Вероника Новикова

Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.myaspergerschild.com/2008/05/health-and-hygiene.html
Наш паблик в Контакте: https://vk.com/public57544087
Наша группа в Фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Понравился материал – помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путём цитирования публикаций с официальных страниц «Особых переводов» или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.


Без заголовка

___

«Мне бы пригодились какие-нибудь советы относительно того, как приучить моего подростка с синдромом Аспергера лучше соблюдать правила гигиены. У него часто пахнет изо рта и подмышек. Он ненавидит чистить зубы и принимать душ. Он и одежду-то не носит (постоянно расхаживает по дому в семейных трусах)».

Похоже, вам придётся взять на себя роль «персонального тренера по гигиене». Вот уж повезло!

В то время, как типично развивающиеся дети обычно приучаются к соблюдению правил личной гигиены в возрасте около 6 лет, дети с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера зачастую испытывают сенсорные проблемы (например, запахи, звуки, текстуры) при освоении этих задач. К счастью, по мере того, как они лучше узнают предметы, использующиеся для соблюдения личной гигиены, всё становится намного проще.

Вот несколько советов, которые помогут им  освоить навыки личной гигиены:

Чистка зубов может представлять сложности для детей с синдромом Аспергера. Посторонний предмет во рту, текстура щётки и вкус зубной пасты могут вызывать у них отвращение. Возможно, вам поможет электрическая зубная щётка с изображением персонажа, который нравится вашему ребёнку. Вибрация электрощётки и знакомый герой сделают  чистку зубов приятнее. После того, как удалось преодолеть чувство отвращения, всё, что вам остаётся – продемонстрировать процесс, попросить ребёнка повторить ваши действия и затем подсказывать шаги, когда он будет пытаться чистить зубы самостоятельно.
Пусть родитель того же пола, что и ребёнок, обучает новым гигиеническим практикам. У  мужчины лучше получится научить мальчика бриться, а женщина лучше обучит девочку поведению во время месячных.
Сохраняйте неизменный распорядок гигиенических процедур, насколько это возможно. Делайте всё в одно и то же время и в одном и том же порядке.
Посмотрите вместе с ребёнком молодёжные журналы в поисках идей для причёски. Пусть она будет простой, но не скучной или старомодной. Позвольте ребёнку выбрать самому, насколько это возможно.
Другая проблема для Аспергеров – мытьё подмышек и использование дезодоранта. Объясните, как и почему это надо делать. Не торопитесь. Возможно, стоит дать подростку попрактиковаться в мытье несколько дней, прежде чем добавлять дезодорант. Если ребёнок может мыться самостоятельно, позвольте ему делать это в одиночестве. Простейший способ проверить, насколько хорошо это у него получается – тест на запах. Если запах тела всё ещё чувствуется, попросите ребёнка повторить процедуру.
Повторяйте гигиенические процедуры каждый день. Повторение – залог успеха. Если утром вам не хватает времени, перенесите некоторые из гигиенических процедур на вечер.
Покажите сыну, как и где он может бриться электробритвой. Некоторые подростки с синдромом Аспергера нуждаются в регулярном повторении, чтобы чувствовать себя в безопасности, и они могут захотеть повторять бритьё каждый день, даже если в нём нет необходимости.
Обучайте и поощряйте интерес к фактам о половом созревании у подростков с синдромом Аспергера на том уровне, который им понятен. Начинайте добавлять новые шаги к гигиеническим ритуалам ребёнка по мере того, как меняется тело. Когда он привыкнет к одному шагу, добавляйте следующий. Есть книги и занятия в школе, которые вам помогут, но обучение и повторение пройденного должны продолжаться дома.
Учите девочку, как ухаживать за волосами – как мыть, расчёсывать и укладывать их. Стоит начать с минимально необходимого. Если ваш ребёнок ненавидит расчёсываться, возможно, всё дело в расчёске, которую вы используете. Эту проблему можно преодолеть, если дать девочке попробовать самые разные расчёски и щётки, чтобы найти ту, которая ей понравится внешние или ощущениями при расчёсывании.
Мытьё головы тоже серьёзное испытание. Дети с синдромом Аспергера могут испытывать отвращение к мытью волос в связи с разными факторами, например, температурой воды, ощущением воды на голове, мылом в глазах, текстурой шампуня и т.д. Хороший способ преодолеть эти проблемы – менять разные аспекты процедуры, пока не найдётся идеальная комбинация, делающая мытьё головы терпимым. Затем надо обучать ребёнка последовательности, в которой надо мыть волосы.
Следите за первыми сигналами начала полового созревания. Не ждите, пока они станут явными, начинайте обучение правилам гигиены уже сейчас.
И, наконец, запаситесь терпением в отношении сенсорной чувствительности вашего ребёнка с синдромом Аспергера!

Добавить комментарий