Как призвать к порядку ребенка с аутизмом: 13 советов для родителей

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: https://www.merakilane.com/how-to-discipline-an-autistic-child/
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш телеграмм-канал: https://t.me/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

вы уже слышали фразу «нет двух одинаковых людей с аутизмом», и это с одной стороны подтверждает уникальность каждого человека в спектре, но с другой —  существенно осложняет жизнь. Интернет переполнен всеми видами советов о том как улучшить речь, социализировать, обучить саморегуляции, справиться с агрессией и тревогой, но то, что будет полезно одному ребенку, не окажет никакого воздействия на другого. Таким образом родители и близкие человека с РАС обречены вечно блуждать в лабиринте проб и ошибок, в поисках того наиболее правильного рецепта, который поможет призвать ребенка к порядку.

Разумеется те, кто пытается воспитывать ребенка с аутизмом, не испытывают недостатка в советах и мнениях, но находясь перманентно  «на передовой» ваших повседневных проблем, бывает нелегко понять, что традиционные «воспитательные меры»  и наказания могут не показать должного эффекта, ребенок просто не проследит связь между его поведением и последствиями, которые вы предоставите. Таким образом, будем откровенны, как бы вы ни наказывали своего ребенка, это скорее всего окажется бесполезно и станет лишь новым поводом для огорчений.
Но вот хорошая новость — призвать к порядку ребенка с аутизмом возможно. И мы расскажем вам о лучших идеях, которые помогут сформировать план действий, подходящий для вас и вашей семьи.

Это плохое поведение или проявления аутизма?

Если вы задумались о том, как улучшить поведение ребенка с аутизмом, важно понять, является ли это поведение проявлением аутизма или он просто плохо себя ведет. И, как вы понимаете, не всегда отделить одно от другого будет так легко. Есть два инструмента, которые помогут сделать оценку более точной.

Таблица  ABC 

еще называют «антецедент-поведение-последствия». Такая таблица поможет лучше понять, какие события возникают в момент появления целевого поведения.  Каждый раз, когда оно происходит, данные о поведении вносят в таблицу ABC.

Антецедент: события, которые предшествовали поведению

Поведение: реакция ребенка на антецеденты

Последствия: что произошло потом, как повлияло поведение на возможность повторения аналогичной ситуации

Идея в том, чтобы отслеживать одно и то же поведение в течении какого-то времени, чтобы выявить общие черты и, вооружившись этой информацией, разработать план, который поможет ослабить целевое поведение. При помощи этой таблицы вы также сможете понять, вызвано ли поведение чем-то, что ваш ребенок не может контролировать ( например сенсорные ощущения ), или он просто капризничает, как любой другой малыш.

Модель айсберга

Возможно об этом подходе к коррекции поведения вам не доводилось слышать, а между тем она достаточно занимательна. В соответствии с моделью «Айсберг» поведение ребенка является «верхушкой» огромного айсберга невидимых обычному глазу  факторов, его формирующих, и прежде чем мы сумеем изменить поведение, нам нужно найти способ понять, что составляет этот айсберг.

Таблица ABC и попытки заглянуть под толщу воды, скрывающей «айсберг» причин, вызывающих поведение, могут внести по-настоящему революционные перемены в вашу жизнь, если вы воспитываете ребенка с аутизмом.

Разумеется, один раз описать возникшее поведение будет недостаточно. Прежде чем станет ясно, с чем вы имеете дело — с симптомом аутизма или просто плохим поведением — каждый тип нежелательного поведения нужно отследить и записать как минимум несколько раз подряд. В таком опыте мало приятного и он потребует немало сил, но вы будете поражены, как много вы узнаете о поведении своего ребенка в процессе. Вы научитесь видеть причинно-следственные связи  и понимать другие виды поведения вашего ребенка, научитесь избегать истерик и гасить срывы до того, как они возникнут.

Как призвать ребенка к порядку: 5 пунктов, которые нужно принять во внимание

  1. Выберите одно поведение над которым будете работать

Когда мы доходим до точки кипения, работа с ребенком скатывается к абсурду. Мы хотим исправить ВСЕ проблемы и СРАЗУ, и забываем что любые изменения требуют времени и подготовки. Если вы хотите, чтобы работа с поведением ребенка была эффективной, беритесь за одну проблему за раз. Засеките 5-10 минут и постарайтесь за это время выписать все проблемы, с которыми вы и ребенок регулярно сталкиваетесь, после чего очертите круг проблем, которые больше всего мешают жить вашему малышу. Из этого списка выберите поведение, которое представляет наибольшую опасность для вашего ребенка (или его окружения), или то, с которым связана большая часть проблем в течении дня.

2. Определите ЧТО стоит за выбранным поведением

Как уже говорилось выше, используя комбинацию таблицы ABC (ДПП) и модели Айсберг поможет вам глубже понять, почему ваш ребенок ведет себя подобным образом. Не смотря на то, что это требует времени, возможность понять ЧТО чтоит за появлением у вашего ребенка проблемного поведения, крайне важна, если перед нами стоит задача эффективно справиться с этим поведением, особенно если мы работаем с ребенком с нарушениями коммуникации.

3. Первое что вам нужно — план

Потратить время на то, чтобы разобраться с поведением и понять его истоки — это одно, но разработка плана действий — нечто совершенно иное. После того как вы выяснили что является триггером проблемного поведения у вашего ребенка, на первое место выходит план действий. Для кого-то все будет достаточно просто: берите с собой перекус, чтобы ребенок не успел чересчур проголодаться, наденьте на него наушники если там, куда вы отправились, может быть слишком шумно, включите в его индивидуальную образовательную программу в школе  обязательные сенсорные перемены. Другим придется потруднее: будет нужно создать для ребенка безопасное место, где он сможет прийти в себя если окажется чересчур перегружен и начнет проявляться агрессия. Возможно вам также потребуется план для остальных детей, чтобы они были в безопасности и специальный «тревожный чемоданчик», который поможет в дороге или в гостях. Идея в том, чтобы вы были готовы к потенциальной катастрофе и встречали ее во всеоружии.

4. Сделайте выбор в пользу положительного подкрепления

Подкрепление — потрясающее оружие, которое можно использовать для модификации поведения, и хотя эффективным может быть как положительное, так и отрицательное подкрепление, исследователи склоняются к тому, что положительное подкрепление — когда ребенка вознаграждают за те моменты, когда он ведет себя так, как нужно, чтобы повысить вероятность того, что он захочет повторить эту ситуацию — более эффективно, если речь идет о работе  с нежелательным поведением.

5. Будьте последовательны

Родители часто слышат о том, как важно быть последовательным и придерживаться последствий, которые мы используем в качестве подкрепления, и как ни захлестывает вас тревога, когда вы находитесь в гуще событий и переживаете что делаете что-то не так, доверяйте себе. Если вы собьетесь с выбранного курса, то еще больше запутаете ребенка, из-за чего попытки изменить его нежелательное поведение потребуют еще больше усилий.

8 советов для тех, кто хочет призвать ребенка к порядку
1. Сохраняйте нейтральный тон

Особенно важно оставаться спокойным и внешне безучастным когда вы работаете с поведением ребенка, который с трудом понимает вербальную коммуникацию и не может читать невербальные сигналы. Такой ребенок, к примеру, не может отличить довольный тембр голоса от недовольного, и просто посчитает то, как и что вы говорите, забавным, а значит будет снова и снова повторять нежелательное поведение, чтобы добиться от вас веселящей его реакции. Также важно помнить, что для некоторых детей с РАС громкие звуки могут быть очень болезненными, и хотя вам может казаться что строгий тон поможет ребенку «вернуться в себя», он будет так дезориентирован в попытке справиться с шумом, что не сможет провести параллель между вашим сердитым окриком и поведением которое его вызвало.

2. Перенаправляйте и игнорируйте

Поскольку вы уже  знаете ПОЧЕМУ ребенок ведет себя так, а не иначе, вы сможете перенаправить его на что-то более позитивное. Например, если он дергает вас за волосы, чтобы привлечь внимание, можно научить его вместо этого легонько хлопать вас по  плечу. Это потребует времени и терпения, но рано или поздно он поймет систему — игнорируем нежелательное поведение(дергать за волосы) подкрепляем вниманием желаемое (хлопать по плечу).

3. Подготовьте для ребенка визуальную поддержку

Визуальное расписание незаменимо для детей, которые зависят  от режима и рутины. Расписание помогает уже в начале дня подготовиться к грядущим событиям. Особенно это важно для тех, кто «застревает» на определенном порядке действий, что может стать причиной нежелательного поведения. Для таких детей возможность самостоятельно переходить от занятия к занятию в соответствии с расписанием снижает вероятность быть «застигнутым врасплох» внезапными изменениями и отреагировать на них соответственно.

4. Используйте подход сначала/потом. Такая таблица будет визуальным отображением того, что ребенок должен сделать сейчас (сначала) и что случится /что он получит после этого ( ПОТОМ). Идея  в том, чтобы задание СНАЧАЛА (менее желаемое) сопровождалось чем-то вроде награды, это прекрасный способ повлиять на нежелательное поведение у ребенка с аутизмом. Например, если ваш ребенок постоянно впадает в бешенство, когда вы просите его сесть за уроки, ваш планшет СНАЧАЛА/ПОТОМ может выглядеть примерно так:

СНАЧАЛА: делаешь уроки 30 минут

ПОТОМ: играешь в приставку 10 минут
Вы можете адаптировать этот подход под индивидуальные особенности вашего ребенка и для дополнительной мотивации отмечать наклейками или жетонами каждый раз, когда ребенок занимается чем-то трудным или неприятным в течении определенного времени. Эти жетоны он потом сможет «обменять» на дополнительные минуты, которые можно потратить на любимое занятие.
5. Используйте табличку с жетонами

Это простой но эффективный способ положительного подкрепления, который поможет ослабить поведенческие проблемы у ребенка с аутизмом. Чтобы эффект от этого приема был максимальным, убедитесь что вы…
…вознаграждаете ребенка сразу же после того, как произойдет желаемое поведение, чтобы установить связь между первым и вторым и поддержать мотивацию.

…выбранная вами награда будет значима для ребенка, но вы сможете варьировать доступ к ней. Дополнительное время просмотра телевизора или для игры на Ipad, дополнительное время для чтения перед сном, поход в парк после школы и т.д. Все это прекрасные варианты подкрепления, но будьте осторожны с использованием сладостей и денежных вознаграждений, так как вы вряд ли сможете поддерживать к ним интерес на нужном уровне в течении длительного времени.

…никогда не забирайте жетоны! Если его заработали, это то, на что ребенок имеет право. Не наказывайте его, отнимая честно заработанное.
…не ругайте его, если жетон не удалось заработать. Вместо этого, потратьте немного времени на то, чтобы пересмотреть описание целевого поведения и дополнительно напоминайте ребенку о том, как следует вести себя в течении дня, чтобы повысить шансы на успех.

6. Используйте  его «одержимость» с пользой

У многих детей с аутизмом есть специфические интересы, и не смотря на то, что временами они сильно ограничивают жизнь, их можно использовать в ситуациях, когда нужно призвать ребенка с аутизмом к порядку. Например, если ваш ребенок любит поезда,  вы можете создать табличку с жетонами в виде поездов, которые он будет получать каждый раз, когда будет вести себя так, как нужно. Когда таких жетонов соберется определенное количество, можно пойти дальше и обменять их на игрушечный паровозик или поездку на поезде. Или например если ему нравятся определенные видео на  youtube, каждый раз, когда он демонстрирует желаемое поведение, прибавляйте 10 минут к тому времени, которое он может провести в течении дня с планшетом.
7. Научитесь правильно выстраивать последствия

В отличие от наказаний, которые заставляют ребенка страдать за то, что он повел себя не так, как вы ожидали, последствия помогают ему учиться на своих ошибках. Если использовать их правильно, последствия учат ребенка нести ответственность за свои поступки, учитывать последствия в ходе своих действий и решать возникающие проблемы должным образом, однако не все родители умеют правильно использовать этот подход. Вот несколько Да и Нет касательно использования последствий в процессе корректировки поведенческих проблем у ребенка с аутизмом:
НЕТ…

Критике. Помните что цель последствий дать ребенку возможность научиться на своих ошибках, а не понизить его самооценку.

Раздуванию  из мухи слона. Последствия должны быть естественными и логичными. Например дополнительное время на уроки после школы — естественное последствие того, что ребенок получил плохую оценку за контрольную. Лишение телевизора на месяц в том же случае — совсем нет.

Откладыванию последствий на потом. Чтобы последствия действительно оказали влияние на поведение, они должны возникать немедленно.
ДА

Игнорированию нежелательного поведения. Если нежелательное поведение не опасно и не может нанести вред самому ребенку или окружающим — игнорируйте. Не контактируйте с ним и даже не смотрите, пока он не переключится на что-то более приемлемое, и в эту же секунду вы должны сразу его «заметить» и от души похвалить.

Использованию призов и похвалы. Не жалейте времени на то чтобы отметить успехи ребенка, похвалить и наградить его, если он ведет себя так, как нужно. Это не только поднимет ему самооценку но и покажет, какого поведения вы от него ждете, а также даст больше мотивации, чтобы чаще вести себя так, как нужно.

Последовательности и постоянству.  Чтобы последствия оказали влияние на поведение ребенка, вы должны всеми силами бороться с желанием все бросить и следовать заданному курсу.

8. Пусть там где это возможно, последствия будут максимально естественными и логичными

Естественные последствия возникают сами собой в результате поведения ребенка или его действий (если он отказывается есть — остается голодным) в то время как логические последствия возникают при участии  кого-то еще и организованы так, чтобы ребенок мог научиться менять плохое поведение на более желательное ( например, если он отказывается убирать за собой игрушки, то лишается их на какое-то время). Оба варианта будут эффективны

Хотя оба вида последствий будут эффективны, естественные последствия не всегда возникают в результате действий ребенка, делая таким образом  логические последствия эффективной стратегией, которую следует понимать и использовать в ситуации, когда нужно научить ребенка дисциплине. Конечно, находясь под огнем, трудно вспомнить о последствиях, но если до возникновения катастрофы вы потратите немного времени на то, чтобы разобраться в поведении ребенка и проведете мозговой штурм по выбору естественных и логических последствий, во время боевых действий вы будете лучше подготовлены и сможете чувствовать себя увереннее.

Понять как призвать к порядку ребенка с аутизмом не так то просто. Это требует времени, терпения, креативного подхода и огромного количества проб и ошибок у всех, кто так или иначе связан с ребенком — родителей, родственников, учителей и близких, но если вам удастся понять, с чем конкретно вы столкнулись — с симптомом аутизма или плохим поведением — анализ, планирование и корректировка становятся просто вопросом времени.
Умный человек однажды сказал:

«Мне так не просто с моим ребенком.

Моему ребенку очень не просто».

Я надеюсь они всплывут у вас в памяти в следующий раз, когда ваш ребенок закатит скандал или устроит сцену, и подвигнут вас на то, чтобы углубиться в причинно-следственные связи его поступков и разобраться, что руководит его поведением в этот раз.

Добавить комментарий