Альтернативная коммуникация в жизни моего ребенка, Жесты

Ждем Божануна конференции «Аутизм: вызовы и решения»

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

 

DJLsZiQ9PTA

История о том, как жесты превращаются в глаголы

Когда я решила помочь своему сыну начать говорить, я еще не знала, что у него аутизм. В год он свободно цитировал «Муху Цокотуху» и «Сказку о рыбаке и рыбке», отвечал на вопросы «Как тебя зовут?» и «На каком этаже ты живешь?». Однако вскоре стало понятно, что все эти ответы были эхом, а многосложные предложения из сказок – лишь повторение услышанного, точь-в-точь. И мой сын, цитирующий Пушкина, не может попросить воды или указать пальцем на дерево. Почему? Что с этим делать?

Правило первое. Сейчас диагноз неважен.

Родителю, как мы знаем, очень сложно, не будучи специалистом, на ранних этапах различить у своего ребенка задержку речевого развития, моторную или сенсорную алалию или расстройство аутистического спектра. Когда мы не готовы к такому повороту, мы будем цепляться за удобные «мальчики начинают позже», «нормы писали для советских детей» или «у него такой характер».

Но правда в том, что для работы с проблемой нам не нужен официальный диагноз. Для работы с проблемой нужна только сама проблема. И инструмент, который поможет с ней справиться.

Как же «вытянуть» речь из ребенка, который «вроде бы» говорит? Как научить его применять слова не для декламаций и развлечения, а для коммуникации с миром? Ведь эхолалия – это не речь. Речь – это когда ребенок понимает, что к чему. Поэтому я отправилась в «Территорию речи» в Москве, чтобы пройти практический курс по «запуску речи» у неговорящих детей и понять, как «это» работает.

Правило второе. Жесты помогают, а не заменяют.

Этот практический семинар стал для меня настоящей дверью в другой мир. Здесь собрались специалисты и родители, которые работают с детьми с глубокой умственной отсталостью, ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом… — от первого же показанного в классе видео с 10-летним мальчиком, который не может самостоятельно держать голову, я зарыдала. Но потом выдохнула и начала учиться.

«Найдите у своего ребенка сильные стороны и опирайтесь на них», — сказал кто-то великий. Я поняла, что мой ребенок хочет говорить. Он не относится к тем детям, которым нет дела до окружающих. У него есть потребность в общении, глазной контакт, любовь к тактильным ощущениям, жажда внимания, желание играть с другими детьми…

Это значит, что он нуждается в подсказках – таком виде помощи, когда вы верите в способность своего ребенка совершить нечто, но понимаете, что ему для этого нужно немного больше времени, чем вам хотелось бы. Такими подсказками на начальном этапе для нас стали жесты.

Жесты – это то, что у вас всегда с собой. Вам не нужно покупать жесты, рисовать жесты, заказывать их в интернет-магазинах, распечатывать и ламинировать, как карточки, придумывать приспособления для их хранения. Вы просто вынимаете руку из кармана – и ваша подсказка готова!

Правило третье. Ничего лишнего!

Я опишу нашу работу на простом примере. С чего следует начинать говорить ребенку, который уже знает названия всех предметов? С просьб! Именно просьбы являются самым необходимым навыком в жизни маленького человека. Дети постоянно сталкиваются с необходимостью получить тот или иной предмет, совершить то или иное действие, и нам остается только «отодвинуть» желаемое на такое расстояние, чтобы ребенку потребовалась наша помощь.

Хорошо, если дверные ручки и выключатели находятся достаточно высоко. Я также убрала повыше книги, печенье и яблоки, игрушки. Теперь нужно сказать «дай», и я подсказываю: протягиваю руку ладонью кверху и сгибаю ладонь, а затем сразу же «озвучиваю»: дай! Этот простой принцип, заимствованный из АВА, работает так: сначала подсказка дается сразу, затем после совсем маленькой паузы (до 1 секунды), затем пауза постепенно увеличивается – вы будто ждете, что ребенок сам «подскажет» вам слово, которое вы «забыли».

Когда сын кричал «Печенье!», я показывала руку, говорила «Дай» и давала ему печенье. Не используя никаких дополнительных разъяснений вроде «Правильно будет сказать вот так» или «Как нужно сказать?». Ведь эхолаличный ребенок – это словно записывающее устройство с нажатой кнопкой «Запись», он воспроизведет все слово в слово. И вместо «Дай» мы получим в ответ «Как нужно сказать? Дай!». Поэтому – убираем с «пленки» шум, ничего лишнего!

То же я проделывала с книжкой, игрушкой, палочкой, щеткой, мячом, и это повторялось много раз за день. К концу дня (одного дня!) сын говорил «Дай» — с подсказкой. Я вытягивала руку, а он уже не дожидался моих слов. Он быстро сообразил, но у других детей процесс может занять значительно больше времени. Постепенно мы добавили к «Дай» предмет, который просили. Для этого я указывала на предмет пальцем, ведь сын уже умел их называть. «Дай яблоко», «Дай книжку», «Дай мяч».

Как только был освоен глагол «Дай» (без добавления других его форм, таких как «Я даю», «Дать?» или «Дайте»), мы перешли к следующему: «Покрути». Придумать жест нетрудно, главное – чтобы он отличался от «Дай» и был всегда один и тот же. «Покрути колесо», «Покрути обруч», «Покрути юлу». Затем были «Включи», «Открой» (лучше не давать в паре «Открой»-«Закрой», «Включи»-«Выключи», а разбить их на разное время).

Так же быстро, как «ушла» словесная подсказка, мы избавились и от жестовой. Теперь только иногда я «подсказываю» ему тихонько рукой, если он забывает нужное слово. И, кстати, я наблюдала, как он сам «подсказал» себе рукой, когда забыл нужно слово!

Правило четвертое. Со словами тоже можно играть!

Мой сын быстро усвоил алгоритм и понял, что глаголы такой формы, образованные от инфинитива, выражают просьбу и помогают ему получить желаемое. Тогда он стал сам придумывать форму глаголов от всех слов, которые слышал и знал. А вместе с ними – новые слова, смешные предложения, новых героев и удивительные занятия.

В саду, куда ходит мой сын, дети по вечерам спрашивают у меня: «А что такое «неваляшечный»?». «А как это — «чебурчать»?». «Он сегодня шевелил шебуршами!!!». Игра со словами – одна из самых интересных игр в мире!

Божана Босна
Москва

Добавить комментарий