Снова Настя, Даник и PECS

Ждем  Настю на конференции «Аутизм: вызовы и решения»

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

 

image-15-02-16-21-28

Какая у вас ассоциация возникает, когда слышите аббревиатуру PECS? У меня это — ночь, раздражение от попыток счистить суперклей с рук, перчаток и стола, жгучая обида, так как я умудрилась приклеить на часть карточек липучку той же стороной, что и в книге, бесконечный прозрачный скотч, который должен идеально лечь на карточку, чтобы не было пузырьков. Спросите зачем? Период введения PECS совпал с режимом жесткой экономии, а форумы говорили о дороговизне ламинатора, пленки, а в швейном магазине мне не подсказали, что существуют липучки на клейкой основе, просто они дороже.
Сейчас Данику 6 лет и мы пытаемся строить фразу из пяти слов. А начиналась его речь с PECS и тети в желтом костюме из DVD «Карточки Домана».
Как это было? Сын быстро освоил конструкцию «я хочу» и бессовестно этим пользовался))). Почувствовав кайф от более легкого способа получения желаемого, ребенок отложил истерики для других случаев, и жить стало легче всей семье. Я много допускала ошибок из-за того, что «Белая книга» казалась мне слишком регламентированной (любила фразы «скажи красиво», «нормально попроси», не корректировала ошибки, не вела записи, затягивала с изготовлением новых карточек).

После посещения однодневной практики по этой методике пришлось вернуться на несколько шагов назад, чтобы система вновь заработала (не знаю, что было причиной, но Даник вдруг вместо того, чтобы брать карточки, вернулся к физическому добыванию желаемого). И я очень рада, что смогла исправить ошибки и не опустила руки! Многие промахи я уже забыла, но точно помню, что пришлось вновь прибегнуть к помощи «феи», а еще я перестала делать красивые карточки, иногда просто вырезала кусок пачки или пакета новой любимой еды, добавляла что-то жесткое и липучку и карточка была моментально готова.
Я ввела PECS довольно поздно в 4 года и бросила через 7 месяцев. Я так радовалась появлению слов, что предоставляла желаемое, не дожидаясь планшетки, хотя до этого Даник четко просил, используя конструкцию «я хочу», а когда попыталась обратно вернуть карточки, меня ждал мощный протест, который удалось перевести в уже произнесенную фразу «я хочу». Карточки, которые он еще не мог сам озвучить, мы просто учили за столом или при случайном обучении.

Благодаря PECS:
— у меня есть недорогой ламинатор, незаменимый для изготовления пособий, в том числе визуального расписания;
— карточки PECS стали рабочим материалом для улучшения понимания речи и частью фразового конструктора (я на первых этапах перестаралась и сделала очень много фотографий, в том числе не сильно мотивационных предметов и действий и теперь мы строим по ним фразы добавляя напечатанные глаголы или изображения из других пособий);
— принципы расширения фразы, изученные в книге, я до сих пор использую во время занятий и ежедневного общения с ребенком, речь которого с каждым днем становится лучше, но он всячески уклоняется от ее использования, с чем приходится постоянно работать. Мне тяжело корректировать ошибки в речи, использовать отвлекающие стимулы, уменьшать подсказки и т.д., гораздо проще сказать «нормально попроси» или сурово взглянуть, но я очень стараюсь так не делать.
Я не хочу утверждать, что речь появилась благодаря PECS. Было множество факторов: желание повторять слова за ведущей из телевизора («Карточки Домана»), занятия с дефектологом, АВА, Томатис, остеопат, отдых на море, который обновил картинки вокруг так, что ребенку захотелось комментировать все новое, что он видит. Но одно точно помню, что PECS сократил количество истерик. Многие просьбы я стала понимать только с появлением речи, так как невозможно сделать карточки на все случаи жизни (например, Даник любит музыку и постоянно выбирает новые песенки, любит слушать определенный фрагмент песни). Но дать ребенку инструмент для общения очень важно, а когда дали – не отбирайте.
Приложите немного усилий:
— создайте дополнительную маленькую «походную» книгу и носите с собой, не забывая дома;
— экспериментируйте с форматом карточек: залипает на уголки – сделайте круглые карточки; лопает пузырьки в скотче – купите ламинатор; не нравятся схематичные картинки – фотографии идеально визуализируют желания;
— родственники считают карточки глупостью – поиграйте с ними в игру «объясни, чего хочешь, не используя слова»;
— не старайтесь прочитать книгу от начала до конца, начинайте постепенно под контролем специалиста, не бросайте без изучения причин, по которым метод не работает;
— и главное! не покупайте липучки без клейкой основы!

Добавить комментарий