Веселье за столом. Игры для развития орально-моторной мускулатуры

Веселье за столом. Игры для развития орально-моторной мускулатуры

Оригинал: http://autismawarenesscentre.com/articles/oral-motor-fun-tips-from-make-a-take-workshops/

Переводчик: Анастасия Козорез

Редактор: Елена Корзникова, Марина Лелюхина

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Каждого родителя может раздражать что-то в ребенке, и родители особых детей не исключение. Когда каждая попытка усадить ребенка за стол и накормить превращается в катастрофу, это раздражает особенно сильно. Я работаю эрготерапевтом с детьми вот уже 25 лет, и сама воспитала троих, так что на собственном опыте прошла этот путь, и знаю, насколько повышается качество жизни ребенка, если он обучен самостоятельно принимать пищу и вести себя за столом социально приемлемым образом. В этой статье я расскажу о четырех своих находках, которые помогут сформировать интерес к процессу поглощения пищи.

В своей работе я использую многие подходы, прежде всего теорию сенсорной интеграции, Floortime/RDI, поведенческий подход, неврологический подход (NDT) и программы доречевого развития.

1. Первым делом – веселье. 

Если ваш ребенок не умеет кривляться, он не получает необходимой стимуляции щек, рта, губ и зубов. Предложите ему поиграть в blowing raspberries  (игра, когда надувают щёки, слегка высовывают язык, зажимают несильно губами, и выдувают воздух — при этом получается смешной звук — прим. переводчика), научите  его показывать язык, строить рожи перед зеркалом  и петь. Я сочинила для этой игры специальную песню «Смешные лица». Когда вы придете на следующий семинар, мы обязательно споем. Подобные игры развивают подвижность губ, щек и языка, а также помогают корректировать основные проблемы, возникающие при расстройствах аутистического спектра, такие как умение удерживать внимание, глазной контакт, имитация, социальное взаимодействие.

 2. Учитывайте сенсорные и моторные проблемы вашего ребенка. 

Если вы не уверены в ответных реакциях ребенка, обратитесь за помощью к эрготерапевту, или специалисту по патологиям речи. Информация о гипер — или гипочувствительности вашего ребенка поможет спланировать ваши занятия соответствующим образом.

Есть у ребёнка низкий мышечный тонус, требуется раздражающая стимуляция извне. Попробуйте предложить ему продукты с ярко выраженным вкусом, холодные, хрустящие, вязкие и т.д., которые помогут «разбудить» ротовую полость. В качестве продуктов с сильным вкусом подойдет что-то кислое (конфеты, фруктовое мороженое, лимонад),  а лучше всего, продукты с пряным, горьким вкусом – соус для тако (острая мексиканская закуска – прим. переводчика), корица. Также в качестве раздражителя можно использовать замороженные продукты (замороженный виноград, кусочки льда, фруктовое мороженое).

 С другой стороны, если ваш ребенок очень чувствителен, то он может отреагировать даже на достаточно слабую вкусовую, температурную или текстурную стимуляцию. Этот процесс требует осторожности. Для начала научите его брать в рот разные игрушки, и лишь затем переходите к еде.

 3. Игрушки, которые можно «попробовать», есть везде. 

Маленький ребенок в первые годы жизни познает мир при помощи рта и языка. Все, что его заинтересует, он немедленно тянет в рот, чтобы ощупать, почувствовать, ощутить вкус. Доктор Джин Айрис, эрготерапевт и основатель теории сенсорной интеграции, подчеркивала потребность ребенка на определенном этапе засовывать в рот все интересующие его объекты. Если ребенок тянет в рот игрушки или пальцы, приходится признать, что ему это необходимо. Предоставляя ему возможность получить разнообразный сенсорный опыт, через возможность «попробовать» различные игрушки для полости рта, вы развиваете все те функции, которые необходимы для процессов еды, питья, а затем и для развития речи. Безусловно, безопасность для ребенка – главный критерий, по которому вы должны отбирать игрушки. Если ребенок будет засовывать игрушку в рот, чтобы исследовать поверхность языком и губами, лучше, если она будет не слишком маленькой.  Если вы работаете над развитием жевательных навыков, умением ощущать текстуру, используйте игрушки с пупырышками и другими выдающимися деталями. Для старших детей, подбирайте  игрушки на их любимую «тему», например в изображением любимых героев. Я больше всего люблю кривляться перед зеркалом, дуть через соломинку (обычную, закрученную, со свистулькой), выдувать пузыри (в магазинах можно найти массу приспособлений, из которых можно выдувать пузыри любого размера и формы), различные гудки и дудочки, специальные фломастеры, из которых можно выдувать краску, заводные игрушки, пальчиковые краски и грим, а также кукольный театр.

4. «Съедобное – несъедобное»

Я всегда предлагаю на своих занятиях поиграть с едой, но совершенно не обязательно мы будем что-то есть. Для начала ребенку осторожно предлагается понюхать, рассмотреть и потрогать  пищу, пробовать ее не обязательно. Во время семинара «Сделай и попробуй» мы часто играем в игру, где нужно угадать блюдо по запаху. Подойдите к вопросу творчески, попробуйте порисовать при помощи горчицы, кетчупа, кусочков замороженного сока. Выберите рецепт съедобной массы для лепки  в книге «Наводя мосты…», и приготовьте вместе с ребенком. На семинаре я продемонстрировала вам несколько подходящих заданий на развитие мелкой моторики с использованием пищевых материалов. Их можно предложить детям, которые находятся в так называемой оральной стадии, т.е. все тащат в рот. Эта привычка, когда она наблюдается у детей старшего возраста, как правило, особенно расстраивает педагогов и родителей. 

Итак, четыре главных совета, которые помогут вам и вашему ребенку, в освоении окружающего мира: 

  1. Прежде всего – веселье.

  2. Знайте сенсорные потребности вашего ребенка.

  3. Обеспечьте достаточное количество игрушек, которые можно взять в рот, и возможностей для сенсорного опыта.

  4. Еда – это не только то, что можно съесть, она может быть замечательной игрушкой.

 

 Рекомендуемые источники:

www.autismwebsite.com
www.rdiconnect.com
www.new-vis.com
www.apraxia-kids.org

 Об авторе статьи:

Ширли Саттон – детский эрготерапевт, и уже больше 25 лет работает с клиентами с особыми потребностями, от младенцев до подростков. Она проводит учебные семинары по всей Канаде для AACI и других организаций, пишет статьи, а ещё – она соавтор книги Building Bridges through Sensory Integration— Occupational Therapy for Children with Autism and other Pervasive Disorders. Ширли работает в Коллингвуде, Онтарио (705-445-8069).

Comments are closed.